КАК СОСТАВЛЯЛСЯ РЕЙТИНГ

C 2007 года «Артхроника» составляет ежегодные рейтинги самых влиятельных персон арт-мира. В этом году для участия в голосовании было приглашено 16 экспертов, среди которых были арт-критики, журналисты, коллекционеры, музейные сотрудники и галеристы. Эксперты также предложили 16 своих кандидатов для внесения в список. Далее каждый эксперт выбрал 50 самых важных на его взгляд персон и составил свой рейтинг. После того как редакция получила голоса всех экспертов, был произведен подсчет баллов. В зависимости от места, присвоенного кандидату, начислялось от одного до пятидесяти баллов, по их сумме и были выявлены победители. Цифра рядом с именем финалиста рейтинга обозначает позицию, которую он занимает сейчас, цифра в скобках — напоминает, какое место он занимал в рейтинге прошлого года.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ РЕЙТИНГА

Константин Агунович, обозреватель журнала «Афиша»

Фаина Балаховская, художественный критик, редактор журнала Time Out

Виктор Бондаренко, коллекционер, бизнесмен, издатель, меценат

Джон Вароли, до конца 2010 года арт-корреспондент агентства Bloomberg News и газеты The Art Newspaper, с 2011-го — арт-медиаконсультант

Марат Гельман, директор Пермского музея современного искусства

Фолькер Диль, владелец галереи Galerie Volker Diehl, Berlin / Moskau

Валентин Дьяконов, корреспондент газеты «Коммерсантъ»

Ольга Кабанова, корреспондент отдела культуры газеты «Ведомости»

Ирина Кулик, обозреватель газеты «Культура», преподаватель Института проблем современного искусства и Школы-студии МХАТ

Игорь Маркин, коллекционер, основатель Музея актуального искусства Art4.ru

Анна Монгайт, ведущая телеканала «Дождь»

Милена Орлова, главный редактор журнала «Артхроника»

Елена Селина, директор и куратор XL Галереи

Владимир Семенихин, коллекционер, основатель Фонда культуры «Екатерина»

Олеся Туркина, художественный критик, куратор, научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея

Александр Шаталов, журналист, телеведущий, продюсер документальных фильмов

1 (2)
Роман Абрамович и Дарья Жукова
Коллекционеры, основатели центра современной культуры «Гараж»

ФОТО: Пресс-служба ЦСК «Гараж»

Люди, знающие Романа Абрамовича в работе (не о бизнесе идет речь, а об издательских, благотворительных и футбольном проектах), говорят о его системном мышлении, перфекционизме и идеальном умении подбирать кадры. Собственно, вся деятельность культурного центра «Гараж», где сам Абрамович иногда на вернисаже с недоумением смотрит на выставленные работы, а Дарья Жукова все еще робеет на прессконференциях, это подтверждает.

Правда, этот год не был для «Гаража» таким же триумфаторским, как предыдущие. Свято место суперпроекта Ильи Кабакова и коллекции Франсуа Пино заняли более скромные проекты, хотя, конечно, первая в нашей стране выставка Марка Ротко — большое событие. Но вот когда-то обещанного Фрэнсиса Бэкона зрители так и не дождались. Однако перемены в деятельности центра понятны и разумны — от больших, исключительно затратных проектов «Гараж» повернулся к просветительской деятельности, экспорту качественного зарубежного выставочного продукта и клубным формам показа. Так познавательная выставка «Сто лет перформанса» сопровождалась фестивалем с живым действием.

Очевидно, своими успехами «Гараж» обязан прежде всего программному директору и международному координатору Молли Дент-Броклехерст. Опытная, влиятельная умница-красавица начинала в Sotheby’s и десять лет проработала у Ларри Гагосяна, то есть в самом центре арт-мира. Но со следующего года, как сообщила всезнающая Financial Times, Молли переходит на работу в Лондоне и для Абрамовича с Жуковой останется только консультантом. Будем надеяться, что ей найдут достойную замену, потому что просветительские центры (из новых и значительных «Стрелка») и галереи клубного типа в Москве есть и могут быть еще, а вот грандиозные проекты в грандиозном пространстве — это только «Гараж». Пусть он таким и останется, по крайней мере пока Абрамович не построит в питерской Новой Голландии собственного культурного центра и провинциальный по части современного искусства Петербург станет настоящей столицей.

2 (1)
Иосиф Бакштейн
Комиссар Московской биеннале

ФОТО: пресс-служба ICA MOSСOW

Трудно сказать о недавно отметившем 65-летний юбилей бессменном комиссаре Московской биеннале современного искусства что-нибудь такое, что не было сказано в прошлом году, когда он возглавил рейтинг «Артхроники». Объявив имя следующего куратора — поклонника новых медиа Петера Вайбеля, Бакштейн умело поддерживает интерес к проекту у публики, знакомит заезжего гостя с местным пейзажем, ищет новое удивительное место для постоянно переезжающей биеннале. Впрочем, большая часть его полезной деятельности скры- та от глаз под министерскими коврами и за не слишком прозрачными границами, где он заседает в комитетах, влияя по мере сил на избрание кураторов международных выставок. И все чаще колоритный фотогеничный Бакштейн выступает не куратором, а произведением. В основном проекте Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге «неизвестный художник» выставил сильно увеличенные распечатки его аккаунта на Facebook. Разумеется, фальшивого. А чтобы развиртуализировать персонажа, художник Дмитрий Булныгин показал зрителям выставки собравшее уже на YouTube тысячи поклонников видео «Ой, нэ-нэ, нэ-нэ», где комиссар, демонстрируя завидную физическую форму и музыкальность, танцует с цыганами под «Очи черные». Никогда в послед- ние годы не проявлял Иосиф Бакштейна так открыто свой нонконформизм, как на этой адаптированной под местный колорит версии банкета из «Крестного отца» в особняке Зураба Церетели.

Танцами все же дело не ограничивается. Выставка лучших выпускников возглавляемого Бакштейном Института проблем современного искусства «Время, вперед?» подтвердила, что родина его не забудет. Биеннале приходят и уходят — остаются художники, а большая часть тех, о ком заговорили в последние годы, училась в этом, как недавно еще казалось, эфемерном заведении.

3 (4)
Марат Гельман
Директор Пермского музея современного искусства

Так уж случилось, что первый приличный музей современного искусства в России открылся стараниями бывшего галериста Гельмана в неблизкой Перми. Теперь приходится летать, чтобы увидеть отличную выставку украинского искусства «Якщо» и с завистью листать роскошные каталоги ретроспектив Александра Бродского и Валерия Кошлякова — столичным музеям такое не потянуть. Понять, как много значит музей для Перми, проще всего по оглушающей даже на расстоянии в тысячи километров критике, которой встречают каждую инициативу Гельмана. В их числе и настоящее публичное искусство на улицах города, всякие красные человечки, заседающие напротив окон местных чиновников, и странные персонажи на балконах домов — все то, что в Москве согласовать невозможно.

Но бешеный политический темперамент Гельмана не ограничивается территорией Пермского края. Амбиции человека, отметившего в этом году двадцатилетие своей галереи, одной из первых в Москве, смело забросившего ее ради перспективы делать нечто совсем для себя новое и непонятное на Урале, очевидно шире музейных и даже областных масштабов. Как член Общественной палаты, Гельман активно вмешивался в план реконструкции столицы, проект по передаче церкви ценностей, проектирование нового здания Музеев Кремля. Блогер-тысячник, входящий в топ Рунета, втягивает в обсуждение проблем множество людей, в интересе к искусству не замеченных, разъясняет и агитирует мощнее органов массовой информации. Главная его задача — распространить собственный опыт по российской провинции посредством документа с названием «Культурная политика». Как будто дело в законе, а не в личности.

4 (3)
Ольга Свиблова
Директор Мультимедиа Арт Музея, Москва (МАММ)

Директор новенького музея на Остоженке радовала количеством продукта и разнообразием интересов. Сильные чувства к фотографии и современному искусству, долгие годы раздиравшие ее на части — одна готовила очередной фотофест, пока другая кураторствовала в российском павильоне в Венеции, — соединились. И воплотились в здании Мультимедиа Арт Музея. Теперь Аннетт Мессаже, например, и конкурс «Серебряная камера» смогут разместиться в одном флаконе. Знатоков московского музейного строительства новое произведение архитектора Андрея Бокова порадовало хотя бы тем, что не оправдало худших ожиданий. И роль на несколько лет погрузившейся в строительный процесс Свибловой в этом трудно переоценить. Напоминающий изнутри слегка окосевший Гуггенхайм, бывший скромный особнячок вырос до четырех этажей (не считая трех подземных) и расширился до 9 тысяч прилично технически оснащенных квадратных метров, из них 2,5 тысячи — выставочные площади, вдвое больше, чем раньше. С одной стороны, это радует, с другой — пугает, больше не всегда значит лучше. В приличные современные тренды вписалась не только архитектура — едва ли не единственное музейное здание в столице, доступное для людей с ограниченными возможностями. На высоких, явно рассчитанных на нечто большее, чем скромных размеров старые фотографии, галереях теперь открывают несколько выставок одновременно. Впрочем, новыми залами Свиблова ограничиваться явно не собирается. Невероятно, но переименовавшись в Мультимедиа Арт Музей, осваивая новое здание, Свиблова оставила в живых и старый бренд «Московского дома фотографии» — выставки под этой вывеской продолжают открываться в подвалах Манежа. Выбранная для открытия нового музея выставка «Флюксуса» зафиксировала международные амбиции заведения, неровный выбор работ из собственного собрания показал, что музею и его директору есть еще, над чем работать.

5 (10)
Шалва Бреус
Издатель журнала «Артхроника», глава попечительского совета премии Кандинского

Издатель популярного журнала по современному искусству, член попечительского совета самой дорогой (учитывая денежное выражение призов) и затратной (учитывая зарубежные выставки, международное жюри и церемонию вручения) российской премии в области современного искусства. Понятно, что такой человек должен считаться очень влиятельным. Но про Шалву Бреуса этого сразу не скажешь. На решение жюри премии Кандинского он, сам не раз говорил, никак не влияет. На редакцию «Артхроники» никакого давления не оказывает — об этом говорили и прошлый, и нынешний главные редакторы журнала.

При этом Бреус прочно ассоциируется в заинтересованном общественном мнении и с журналом, и с премией, и с современным искусством вообще, потому что в многочисленных своих интервью о них говорит с абсолютным знанием дела и на церемониях вручения выступает не свадебным генералом, а хозяином-распорядителем. То есть владеет ситуацией. Получается, что не деньги сами по себе делают его влиятельным человеком в нашем искусстве, а вовлеченность в художественный процесс, который он своей волей и желанием формирует. И, надо сказать, этим гордится, считая, что премия Кандинского есть проявление гражданской активности: собрались люди и без всякой государственной помощи сделали важное дело, поддерживающее российское современное искусство и его художников, способствующее их зарубежной известности.

Роль меценатов в истории искусства хорошо известна и всегда почитаема, что же касается людей, материально поддерживающих искусство здесь и сейчас, то наши люди вечно подозревают их в корысти и даже слово «меценат» стараются не употреблять. Но как же тогда называть Шалву Бреуса?

6 (7)
Василий Церетели
Исполнительный директор Московского музея современного искусства

Василий Церетели руководит Московским музеем современного искусства, состоящим из двух площадок в центре столицы и двух исторических особняков. Выставки в каждом из четырех отделений проходят бесперебойно, не все они безупречны по форме и содержанию, а некоторые просто исключительно плохи по всем параметрам. И на ретроспективу, например, Чуйкова или Монастырского, приходится десяток выставок художников, чьи фамилии помнить не стоит. Но значительных выставок ММСИ проводил достаточно, чтобы оставаться ньюсмейкером весь прошедший год.

Для Василия, думается, он может считаться переломным. Но это никак не связано ни с выставочной политикой музея, ни с первым публичным проявлением воли младшего Церетели, когда он достаточно жестко и аргументированно ответил на заявление о сомнительности нескольких работ, попавших на выставку Александры Экстер.

Если до 2010-го Василий держался в тени своего влиятельного деда, то после отставки Лужкова ситуация изменилась. Для многих людей, причастных к современному искусству, Василий Церетели стал поводом если не для оправдания, то для смягчения сурового приговора, вынесенного общественностью Зурабу Церетели. Возникшая в пылких умах идея, что критика автора памятника Петру I может как-то плохо повлиять на деятельность его внука, вызвала волнение. Оказалось, что деятельность эта имеет немалую ценность и есть современные художники, преданные Василию не меньше, чем художники-академики — Зурабу.

Волнение это преждевременное и наивное — позиции и связи Зураба Церетели сильны, его памятники стоят в Москве крепко, и не исключено, что новый московский мэр окажется в конце концов его горячим поклонником. Но что бы ни случилось, с прошедшего года Василию Церетели за дедовской спиной уже не спрятаться.

7 (8)
Софья Троценко
Директор центра современного искусства «Винзавод»

«Винзавод» еще недавно был самый-самый. Самая красивая и удобная площадка Москвы, с разнообразными, подходящими демонстрации всякого искусства, организации любой истории залами. Населяющие его галереи — «Айдан», XL, М&Ю Гельман, «Риджина», «Проун» — и теперь вне конкуренции. Что же касается остального, то стремительное развитие «Красного Октября» и расположившегося под боком Центра дизайна ARTPLAY на Яузе остро ставит перед руководством «Винзавода» вопрос: я ль на свете всех милее? Поле для маневра сужается, но вот же втиснулась в простенок крошечная White Gallery, идет ротация — вместо магазина Ольги Солдатовой въехал павильон симпатичной «Бабушки», у Ирины Меглинской, бывшей совладелицы фотогалереи «Победа», теперь есть заведение под собственным именем.

Похоже, что Софья Троценко смогла организовать островок временной стабильности, в том же убеждают и высокие цифры посещаемости, непременно растущие во время фотографических выставок. Под занавес, в самом конце года «Винзавод» продемонстрировал еще одну давно запланированную и нелегко давшуюся затею — полную соцреалистического оптимизма и восточной экзотики выставку художников из Северной Кореи.

Некоторую эклектичность в выборе собственных проектов иногда сложно понять, зато во всем видна забота о зрителе — тяжелым летом 2010 года для оставшихся в городе здесь впервые открыли летний кинотеатр. А самый громкий политический успех настиг «Винзавод» неожиданно: довольно беспомощную в художественном плане выставку-конкурс «Лучшие фотографии России-2009» посетил президент и фотограф Дмитрий Медведев. Судя по имеющейся информации, это было единственным художественным впечатлением первого лица страны за прошедший год, не считая выставки «Святая Русь» в Лувре, но туда он приходил с Николя Саркози, за компанию.

8 (27)
Стелла Кесаева
Основательница фонда Stella Art, комиссар павильона России на Венецианской биеннале

Новоназначенный комиссар отечественного павильона в Венеции убедила в серьезности подхода сразу: художником первой из трех выставок, за которые она будет отвечать, стал гуру концептуализма Андрей Монастырский, куратором — теоретик этого движения Борис Гройс. Старожил Венеции, устраивавшая выставки в параллельной программе трех биеннале, Стелла Кесаева демонстрирует приверженность старой доброй концепции: один павильон — один художник, участие в биеннале — не аванс, а вершина карьеры. Собственную карьеру комиссар строит, не вмешиваясь в процесс, подчеркнуто уважая мнение кураторов и талант художника, постоянно говорит о главной своей заботе — качественном (что бы это ни значило) воплощении проектов.

Руководитель фонда с двумя залами, регулярно открывающимися выставками, программой поэтических чтений активно сотрудничает с западными кураторами и институциями, видит свою миссию в продвижении отечественных художников на Запад. В рамках сотрудничества с Музеем истории искусств Вены в этом году фонд Stella Art организовал выставку Бориса Орлова в античных залах знаменитого собрания.

Пока контуры самого амбициозного проекта — собственного музея в гараже Мельникова на Новорязанской улице — растворяются в тумане, возникшем с переменами в высших сферах московской власти, деятельность С теллы и ее фонда становится все заметнее. Иногда неожиданным образом: в прошедшем году ей выпало серьезное испытание. В витрину выставочного зала фонда Stella Art на Мытной улице в разгар вернисажа въехал на джипе студент школы Родченко. Поначалу эту акцию он квалифицировал как художественную. Стелла Кесаева решила не доводить дело до суда, но добилась почти невозможного: нарушитель Правил дорожного движения отказался называть свое деяние произведением искусства и полностью признал свою вину. Итогом этой истории можно считать организованную Stella Art выставку настоящего акциониста — легендарного Германа Нитча.

9 (6)
Андрей Ерофеев
Куратор

Бесспорно, Андрей Ерофеев — главный культурный герой уходящего года. Причем в самом русском смысле, в национальной традиции — невинно осужденный, не поступившийся принципами, сплотивший вокруг себя людей доброй воли и либеральных ценностей, художественную общественность и даже коллег-художников.

Суд над ним и Юрием Самодуровым, угроза чудовищного (лишение свободы) приговора за разжигание религиозной вражды и, наконец, осуждение по статье 282, но в мягком (денежный штраф) варианте, все это привело к тому, что имя Ерофеева не сходило со страниц газет, а его лицо — с экрана телевизора.

Судебный процесс авторов выставки «Запретное искусство» был буквально показательным. Вещи с выставки беспрестанно показывали по всем телеканалам, в газетах и интернете. Это рождало новые споры на бородатую тему о границах искусства (и не менее невежественные о том, что считать кощунством и богохульством). Понятно, что в подобных дискуссиях за одаренным и закаленным полемистом Ерофеевым, человеком завидной выдержки, всегда оставалось последнее слово.

Насколько процесс был показательным в переносном значении этого слова, то есть как он проиллюстрировал смятенное состояние умов и аховый уровень судебного разбирательства в отечестве — тема отдельная. Но для пропаганды современного искусства судебное преследование Андрея Ерофеева оказалось, возможно, результативнее всей предыдущей деятельности этого вдохновенного историка современного искусства, его вдумчивого интерпретатора, бережного собирателя и хранителя. Хотя после такой пропаганды вряд ли у широких народных масс возникла симпатия к новым — относительно — формам искусства. Было бы лучше, коли популярность Андрея Ерофеева была поскромнее и народ к современному искусству он приобщал традиционной просветительской работой и созданием замечательных выставок. Чего, собственно, не только ему, но и нам с вами стоит пожелать.

10 (11)
Екатерина Деготь
Руководитель раздела «Искусство» портала Openspace.ru, куратор, журналист

Воспользовавшись тем, что портал Openspace.ru временно не функционировал, Екатерина Деготь почти весь год трудилась над выставками. И хотя левый уклон и бескомпромиссную нонспектакулярность Уральской индустриальной биеннале «Ударники мобильных образов» (которую к тому же не успели к вернисажу смонтировать) поняли и приняли далеко не все, в памяти жителей Екатеринбурга, ошарашенных видом пустых стен с кое-где расставленными экранами, кое-как налепленными репродукциями, она, безусловно, останется надолго.

Зато насыщенная и сложно выстроенная выставка украинского искусства «Якщо» в Пермском музее современного искусства продемонстрировала образцовую кураторскую работу со сложным, неоднородным, в значительной части совсем неэффектным материалом. Почему Екатерина Деготь была так гуманна с пермской публикой и так сурово отнеслась к жителям уральской столицы, осталось тайной.

Осенняя реанимация Openspace.ru почти сразу принесла плод. И какой! Всегда резкая на язык (не только в критических текстах, но и в размышлениях о жизни), Деготь, по выражению одного из коллег, «убила» героя. Жесткий репортаж из Болгарии, где художник Мавромати сидел на электрическом стуле, ожидая решения интернет-публики, казнить его или помиловать, вызвал бурю негодования. И хотя Деготь вынуждена была извиниться за допущенные неточности, дискуссия о функционировании художника и правах критика помогла сформулировать множество интересных и важных не только для ее участников «кредо». А обсуждение того, что такое левый критик, может ли он работать в олигархическом издании, любить вино, красивые одежды и перелеты частными самолетами и вообще получать зарплату, еще долго будет занимать художественное сообщество.

11 (15)
Екатерина и Владимир Семенихины
Коллекционеры, основатели фонда «Екатерина»

Начав свою публичную деятельность с выставки «Бубнового валета» в Монако, позже показанную в Третьяковке и Русском музее, стремительно переквалифицировались в собирателей отечественного нонконформизма и новейших течений. Залы «Екатерины» в Москве стали одной из самых престижных выставочных площадок. Здесь проходила хитовая выставка о жизни принцессы Монако Грейс Келли и здесь же выставлял свою живопись кинорежиссер Дэвид Линч. В 2010 году фонд принимал у себя французских гостей — Жан-Марка Бустаманте, Фабриса Ибера и меланхоличную Аннетт Мессаже, а напоследок припас выставку «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70–80-е годы ХХ века», первую столь подробную ретроспективу вновь модного художественного движения.

12 (23)
Владимир Овчаренко
Галерист

Бывший банкир, когда-то назвавший галерею именем жены «Риджина», стал первым российским галеристом, открывшим филиал за рубежом — в Лондоне. В овчаренковский холдинг входит и галерея его сына «Артберлога». Помимо продвижения на западный рынок российских художников, дома, в Москве, делает ставку и на западных звезд, показав, в частности, выставку модного немецкого живописца Даниэля Рихтера. Но амбиции Владимира Овчаренко этим не ограничиваются: поучаствовав в иностранных ярмарках — лондонской Frieze и ArtBasel в Майями, он решил устроить нечто подобное и в Москве, став одним из инициаторов новой международной художественной ярмарки CosMoscow.

13
Группа «Война»
Художники

Стала скандально знаменитой после двух уличных акций: пробега одного из членов группы с синим ведерком на голове по проезжей части и монументального граффити — гигантского фаллоса, нанесенного на створку Литейного моста в Петербурге напротив здания ФСБ. Группа исповедует партизанские принципы: ведет подпольное существование, оповещает о своих акциях через интернет. Однако двух членов группы, Олега Воротникова и Леонида Николаева, в ноябре все-таки арестовали за акцию «Дворцовый переворот», в ходе которой было перевернуто несколько милицейских машин. И в наступившем году нас ждет очередной судебный процесс с искусствоведческим уклоном, где наверняка будет обсуждаться животрепещущий вопрос: искусство ли это или политические демонстрации?

14
Андрей Монастырский
Художник

Речь лауреата премии Кандинского 2009 года Вадима Захарова, на церемонии упрекнувшего арт-сообщество в невни- мании к Монастырскому, возымела действие. К 60-летию лидера группы «Коллективные действия» подгадали его первую ретроспективу в Москве, стали издавать «Библиотеку московского концептуализма» и, наконец, выбрали представлять Россию на Венецианской биеннале этого года. Отношение к искусству как к «духовной практике» сделало Монастырского кумиром нового поколения «антирыночников». Сам кумир осваивает новые формы, выступая под псевдонимом Капитон Семенов-Подъячев в интернете, выкладывая свои ролики на YouTube.

15 (14)
Илья и Эмилия Кабаковы
Художники

Самые известные за пределами России художники российского происхождения продолжали двигаться по своей звездной орбите, открыв несколько десятков выставок в разных музеях мира. Но им, очевидно, небезразлично то, что происходит на родине. Эмилия Кабакова вмешалась в скандал с выставкой русского искусства «Контрапункт» в Лувре, призвав других участников не бойкотировать эту важную выставку. А Илья Кабаков назвал обвинительный приговор по делу «Запретного искусства» абсурдным — в судебном процессе фигурировала одна из его ранних работ. Классики намекнули, что теперь подумают, надо ли дарить что-либо российским музеям.

16 (44)
Борис Гройс
Философ, куратор

Давно живущий на Западе теоретик искусства оказался вновь востребован на российской арт-сцене. Человек, в 1978 году придумавший термин «московский концептуализм», спустя три десятилетия дождался официального признания в виде приглашения быть куратором российского павильона на Венецианской биеннале в 2011 году. Естественно, что Гройс выбрал художника своего круга — Андрея Монастырского. При этом Гройс не идеолог одного направления. Чего греха таить, он остается единственным масштабным мыслителем, способным оценить происходящее здесь и сейчас в мировом контексте, что подтверждает и включение Гройса в топ-100 самых влиятельных фигур современного арт-мира по версии британского журнала ArtReview.

17 (12)
Елена Селина
Галерист

Хозяйка единственной российской галереи — XL, принятой в высшую лигу мирового арт-бизнеса, на ярмарку ArtBasel, похоже, переживает кризис. Разумеется, творческий. Галерея явно ищет новый формат и новых звезд, не зря в прошедшем году в галерее было так много выставок молодых художников — работа с одной из них попала на обложку июльского номера «Артхроники». Впрочем, наиболее отвечающей духу времени оказалась выставка давнего экспонента галереи — фотографа Игоря Мухина «Сопротивление», хроника уличных демонстраций за последние десять лет, от митингов коммунистов до «маршей несогласных».

18 (22)
Емельян Захаров и Дмитрий Ханкин
Галеристы

Совладельцы галереи «Триумф» в прошлом году активно расширяли круг влияния: в Русском музее показали проект своего художника-гомункулуса Танатоса Баниониса, устроили премьеру видеоинсталляции АЕС+Ф «Пир Тримальхиона» в «Гараже», отличились на ярмарке «Арт Москва» самым дорогим экспонатом — картиной британцев братьев Чапменов за миллион долларов и, наконец, открыли новое пространство — едва ли не первую в Москве галерею с витринами в самом центре, в «Метрополе». Сквозь витрины можно было разглядеть как объекты изобретательных юношей из группы Recycle, так и новые картины Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, самых рыночных звезд современного русского искусства.

19 (16)
Ирина Антонова
Директор ГМИИ имени Пушкина

Благодаря году Россия–Франция легендарный директор осуществила свою давнюю мечту, представив в Москве большую выставку Пабло Пикассо, которую задумывала еще в конце 1950-х. И как в золотые времена ГМИИ, когда музей был одним из немногих окошек в Европу в «железном занавесе», на Волхонке этим летом стояли очереди. Проект грандиозной реконструкции музея и всего прилегающего района, созданный британцем Норманом Фостером, в очередной раз застопорился, но Ирина Антонова верит, что увидит реконструированный музей к столетию. Музея, разумеется. Дело как-никак курирует сам президент.


20 (13)
Михаил Пиотровский
Директор Эрмитажа

Михаил Пиотровский выступил с жесткой критикой нового закона о передаче музейных ценностей церкви, назвав его «враждебным культуре», лоббировал учреждение нового госпраздника в честь победы в войне 1812 года, предложил создать аналог ЮНЕСКО для стран СНГ, мемориал жертвам «красного террора» в Петербурге и многое другое. Кроме того, директор Эрмитажа ездил в Америку за поддержкой меценатов, встречался, в частности, с арт-дилером Ларри Гагосяном и миллиардером Эли Бродом в связи с новыми приоритетами старейшего российского музея. Планирует открыть к 250-летию Эрмитажа в 2014 году новые залы в здании Главного штаба, посвященные искусству XX–ХXI веков.


21 (34)
Виктор Пинчук
Коллекционер, основатель PinchukArtCenter в Киеве

Благодаря украинскому меценату его российским коллегам стало с кем померяться достижениями. Мы — «Гараж», он — центр своего имени, мы везем в Москву Дэмиена Херста, он — в Киев очень большого Херста, мы — премию Кандинского с международными звездами в жюри, а он — сразу две: для молодых соотечественников и для всего мира, Future Generation Prize, которую впервые вручили в конце прошлого года. Ну что тут скажешь. Зато у нас Московская биеннале, а в Киеве пока нет. И когда у соседа уже деньги кончатся?

22 (18)
Айдан Салахова
Галерист и художник

Айдан Салахову, как обычно, в этом году можно было увидеть на многих светских вечеринках, а главную звезду галереи «Айдан» последнего времени — художника Аню Желудь — на многих выставках, в том числе на персоналке в Московском музее современного искусства. Сама же Айдан не забывает о своей миссии соединять московский бомонд с современным искусством — она открыла шоу-рум на Патриарших прудах, так сказать, галерею-лайт. Что можно счесть и новаторством.

23
Авдей Тер-Оганьян
Художник

«Уберите мои работы из Лувра!» — с этой фразой Авдей Тер-Оганьян попал в мировые новости, став героем скандала вокруг выставки современного русского искусства «Контрапункт» в Лувре. Российские власти увидели крамолу в его серии «Радикальный абстракционизм», отобранной французской стороной, и готовы были запретить ее к вывозу. Тер-Оганьян призвал коллег бойкотировать выставку, многие его поддержали, в результате работы все-таки разрешили вывезти. Но Тер-Оганьян продолжил бойкот в знак протеста против преследований художников по уголовным статьям. Хлопотал он за коллегу, Олега Мавромати, хотя и сам — живой пример на этот случай — был обвинен за акцию «Юный безбожник» 1998 года, рубку бумажных икон, за «разжигание религиозной розни», бежал от суда и получил политическое убежище в Чехии.

24 (9)
Олег Кулик
Куратор, художник

Олег Кулик почти с головой ушел в кураторство. Почти, потому что не совсем забыл свои художественно- анималистические эскапады. Будучи куратором фестиваля «АрхСтояние» 2010 года в Никола-Ленивце, он наказал подопечным копать и ваять «Девять муз лабиринта» (таково было название его проекта), дабы в итоге получилась «Лесная литургия» (подзаголовок обнаруживал последнюю озабоченность художника храмовыми действами). А сам между тем, взмыв эдакой птицей на огромную сосну, поселился на ней как некий анахорет-акробат, периодически спускаясь с проповедями к публике. Насколько Кулик сумел поднять «АрхСтояние» на новую высоту, сказать затруднительно, но то, что он по- прежнему в прекрасной биологической форме, это он доказал.

25
Александр Бродский
Архитектор, художник

Похоже, единственный российский архитектор, который в своих постройках исповедует эстетику «бедного искусства», например, использует старые двери и оконные переплеты, что превращает его павильоны и беседки в художественные объекты. Возможно, именно это и вызывает противоречивые эмоции — так, один из его объектов стал жертвой вандализма в Перми, где подростки подожгли его ротонду, в то время как на российской выставке «Контрапункт» в Лувре в садах Тюильри точно такая же конструкция вызвала исключительно восторги. Стал лауреатом (главный приз) премии Кандинского, где на выставке номинантов повторилась та же история — народ так и норовил забраться на нары в инсталляции «Дорога». Видимо, бедное оно же и самое родное.

26 (17)
Александр Боровский
Заведующий Отделом новейших течений ГРМ

Александр Боровский в этом году выпустил книгу «Длинная выдержка: статьи о современной фотографии» (224 стр., вес — 540 гр. в твердом переплете), куда вошли статьи и эссе, посвящен- ные не только собственно фотографии, но и вообще photo-based art. А еще Александр Давыдович выдержал плановую ротацию, произошедшую в составе жюри премии Кандинского. То есть с обновленной командой арбитров он разделяет ответственность и за нынешний выбор.

27
Александр Мамут
Бизнесмен, основатель института «Стрелка»

Поначалу мало кто верил, что вместо ликвидированного конгломерата галерей «Арт-Стрелка» на территории фабрики «Красный Октябрь» появится нечто прекрасное. Но открытый летом прошлого года Институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», а еще больше кафе при нем развеяли подозрения. Александр Мамут и бывший гендиректор издательского дома «Афиша» Илья Осколков-Ценципер, выступивший идеологом проекта, все придумали правильно: публичные лекции, бесплатное образование для отобранных по конкурсу, а главное, приглашение знаменитого голландского архитектора Рема Колхаса руководить процессом. Результатов обучения придется еще подождать, а вот потусить в баре с видом на Кремль можно уже сейчас.

28
Тереза Мавика
Куратор, арт-директор фонда «Виктория. Искусство быть современным»

Итальянский друг российского современного искусства Тереза Мавика, в послужном списке которой и работа в галереях «Стелла» и «Риджина», и сотрудничество с фондом «Современный город», плюс еще и кураторство выставок в ММСИ, продолжает покровительствовать нашим художникам. Теперь в качестве арт-директора фонда «Виктория. Искусство быть современным», принадлежащего главе «Новатэка» Леониду Михельсону. С ее подачи был учрежден грант имени Ольги Лопуховой в поддержку кураторов и художников. Выставка «Модерникон. Современное искусство из России», проходящая сейчас в Fondazione Sandretto Re Rebaudengo в Турине, во многом ее заслуга как эксперта и организатора. Однако из скромности Тереза Мавика переводит стрелки успеха на нынешнего своего патрона.

29 (20)
Василий Бычков
Директор ЦДХ, глава компании «Экспо-парк»

Василий Бычков боролся, боролся за место ЦДХ под солнцем (то есть чтобы его не сносили) и доборолся до места в Общественной палате, в которую он попал в начале прошлого года. Кстати, прошел он по президентскому списку, а не по квоте других членов палаты. Наверху оценили его менеджерские способности. Теперь Василий Бычков возглавляет группу по разработке концепции новой культурной политики.

30 (48)
Григорий Ревзин
Куратор, архитектурный критик

Непримиримый критик лужковской архитектуры, обозреватель газеты «Коммерсантъ» и колумнист «Артхроники», Григорий Ревзин во всеуслышание заявил, что несказанно счастлив тем, что без ущерба для здоровья пережил градоправление Юрия Михайловича. А еще Григорий Ревзин приказом Минкультуры назначен комиссаром российского павильона на два срока Венецианской архитектурной биеннале (2012 и 2014 годов). Поздравляем его и с тем и с другим достижением.

31 (28)
Ирина Лебедева
Генеральный директор ГТГ

Что может за год сделать новоназначенный директор, кроме перестановки мебели в кабинете? Ирина Лебедева сделала дирекции Третьяковки апгрейд, обзаведясь командой замов из людей опытных в экономических и юридических делах; попробовала взять курс на христианизацию современного искусства в отдельно взятом музее — знамение тому выставка Гора Чахала «Хлеб неба»; поучаствовала в общем хоре музейщиков, протестовавших против передачи художественных ценностей церкви. Что же еще? Ах да, прочитала в Академии художеств доклад о неких новых абстракционистах. Вероятно, это для того, чтобы не забывали, что гендиректор ГТГ еще и искусствовед.

32 (39)
АЕС + Ф
Художники Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский и Владимир Фридкес

АЕС + Ф = непрекращающимся гастролям по разного рода биеннале и выставкам современного искусства (от Венеции до Сиднея), на которых группа из архитекторов и фотографа демонстрирует технически замысловатый и сладко-провокационный многоканальный видеопродукт. Вот и в этом году едва 9-экранный HD видеофильм «Пир Тримальхиона» успели посмотреть посетители «Гаража», как он уже оказался на выставке номинантов на премию Кандинского. Но жюри проигнорировало очевидное, не включив самый заметный проект года даже в шорт-лист.

33 (22)
Михаил Миндлин
Генеральный директор Государственного центра современного искусства

Для Михаила Миндлина этот год (а точнее — осень) был непростым. Скандал, связанный с «Контрапунктом» в Лувре и неловкой возней с вывозом/невывозом ра- бот Авдея Тер-Оганьяна в Париж, выставил его в странном свете. Занимать центристскую позицию в конфликте высоких госструктур и совриска довольно неловко: приходится писать публичную «объясниловку» в интернете для тех и для других. Тем не менее к концу года ГЦСИ вышел с положительным этическим балансом: в ноябре он организовал благотворительный аукцион современного искусства в пользу Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова. Выручка с лихвой покрыла штрафы осужденных по делу о «Запретном искусстве».

34
Леонид Фридлянд и Леонид Струнин
Президент Mercury Group и председатель совета директоров компании, основатели ЦУМ Art Foundation

Интересы российского ретейлера товаров категории люкс Mercury в сфере искусства давно известны. Это прежде всего аукционный дом Phillips de Pury & Company, в прошлом году открывший зал в Нью-Йорке и проведший серию новаторских, «кураторских» торгов. Кроме того, это инвестиции в британский фонд современного искусства Regents Art. Ну и, конечно, показы современного искусства в ЦУМе, такие, как прошедшая летом выставка Бертрана Лавье. В ноябре оба Леонида были награждены орденами «За заслуги перед Итальянской Республикой». За прошлые и, вероятно, за будущие. Ведь 2011-й будет годом Италии и России.

35 (29)
Олег и Мария Байбаковы
Коллекционеры

Владельцы BAIBAKOV art projects значительно потеряли в весе прежде всего из-за снижения активности. Мария Байбакова, как управляющая центром, занималась переездом: арт-центр перебрался с фабрики «Красный Октябрь» в промзону в районе метро «Павелецкая». На новом месте прошла всего одна значительная выставка «Нескончаемый бой», правда, ее можно назвать событием года — показали действительно модных молодых западных художников. Вместе с тем упорно циркулируют слухи, что Байбаковы сворачивают свой арт-проект в России. С ама Мария Байбакова в своем блоге на Vogue.com призналась, что занимается устройством дома в Майами.

36
Дмитрий Врубель
Художник

Стал художником немедленного реагирования. Используя возможности своего блога в LiveJournal, Врубель регулярно производит вещи в духе «Окон РОСТА». 2500 читателей могут рассчитывать, что ни одно значительное событие не остается без внимания Дмитрия, особенно те, что касаются ущемления прав художников. По следам ареста группы «Война» Врубель открыл в Берлине квартирную выставку «Война в моей голове».

37
Александр Авдеев
Министр культуры РФ

Прошедший год России–Франции, видимо, пришелся по душе министру-франкофилу, в прошлом российскому послу во Франции. А вот от проблем цензурирования современного искусства он как-то открестился. «Проблемы никакой не было. Вместо того, чтобы заниматься правилами вывоза выставки, занимались содержанием этих картин те, кто заинтересован в накручивании цены на них» — так прокомментировал Авдеев неловкую ситуацию, связанную с едва не сорвавшимся вывозом работ Авдея Тер-Оганьяна на выставку «Контрапункт». Кто занимался содержанием картин и кто накручивал цены — об это министр умолчал. Действительно дипломат.

38 (35)
Николай Полисский
Художник, основатель артели «Никола- Ленивецкие промыслы»

Отец русского ленд-арта, основатель фестиваля «АрхСтояние», который проходит в калужской деревне Никола-Ленивец, в этом году наблюдал за фестивалем со стороны. Оставив калужские поля, артель Полисского осваивала поля французские, Елисейские. Деревянные «Охотничьи трофеи» нашли приют в отеле Le Royal Manceau. Редизайном отеля занимался Филипп Старк, которому приглянулись никола-ленивецкие промыслы. Полисский и его команда украсили своим искусством и побережье у города Дюнкерк во Фландрии. Вместе с ландшафтными архитекторами из «Бюро 710» команда Полисского построила инсталляцию, изображающую падение космического корабля. Завидуем французам и поздравляем Полисского.

39
Михаил Прохоров
Президент группы ОНЭКСИМ и основатель Фонда Михаила Прохорова

Гранты и стипендии деятелям культуры — от музейщиков, актеров и литераторов до журналистов — все это щедрое меценатство Фонда Михаила Прохорова. Фонд также не обходит стороной и современных художников, являясь генеральным партнером летнего фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идет?». В ноябре «прохоровская» культурная инициатива захлестнула французский Лион выставками, концертами, спектаклями и перформансами. Речь идет о фестивале современной российской культуры «Неизвестная Сибирь», завершившим год России и Франции.

40 (31)
Павел Хорошилов
Заместитель министра культуры РФ

Основное занятие Павла Хорошилова, по его же собственным словам, это работа в качестве «Бэтмена-МЧС». Понимать это надо так, что замминистра бросают разбираться со всякого рода горящими объектами культуры — с Мариинкой, с Большим, с БДТ и т. д. И этим летом его видели с обугленной картиной в руках, которую вынесли из сгоревшего здания реставрационного центра Грабаря. Но вообще-то Павел Владьевич любит виртуальную архитектуру, ту, которая еще в проекте. Поэтому он поддерживает идею строительства музея современного искусства при ГЦСИ, а на прошедшей Венецианской архитектурной биеннале разделил кураторство над проектом «Фабрика Россия» с критиком Григорием Ревзиным и архитектором Сергеем Чобаном.

41 (24)
Павел Пепперштейн
Художник

Все шире становится круг почитателей нашего художника и писателя, которого в западной прессе называют «человеком Возрождения». В апреле он стал художником недели по версии газеты The Guardian благодаря участию в выставках «Московский партизанский концептуализм» в галерее Orel Art и «Гласность» в Haunch of Venison в Л ондоне. В Лондоне — в филиале галереи «Риджина» — прошла премьера его проекта «Из Мордора с любовью». Без участия Пепперштейна не обошлись и главные сборные выставки за рубежом — «Контрапункт» в Лувре и «Модерникон» в Турине. Также принял участие в проекте «Мутирующие утопии» в парижском Passage de Retz, где его работы оказались по соседству с произведениями супрематистов.

42 (33)
Анатолий Осмоловский
Художник

В этом году Анатолий Осмоловский дебютировал в качестве адвоката Дэмиена Херста на товарищеском суде, устроенном в центре ПROEKT_FAБRИКА. Съездил в нашистский лагерь на Селигере с лекцией. Принял участие в выставке «Модерникон». Вошел в попечительский совет фонда «Виктория». Начал выпускать теоретический журнал «База», посвященный «передовому искусству нашего времени». В первом номере опубликована большая подборка статей Климента Гринберга, а также современных художников, выясняющих, каковы критерии настоящего произведения искусства.

43
Арсений Жиляев
Художник, куратор

Неофициальный лидер нового поколения художников, которое с легкой руки критика Валентина Дьяконова получило определение «Новые скучные». 26-летний Жиляев приехал из Воронежа четыре года назад и сумел завоевать симпатии московского арт-сообщества. В 2010 году он попробовал себя в амплуа куратора. В качестве художника показал проект «Разумный эгоизм» в галерее «Риджина», включенный затем в выставку «Модерникон» в Турине. Как куратор сделал выставку «Редкие виды» на «Фабрике», а также был приглашен куратором программы «Старт», открывающей новые имена, которая проходит в ЦСИ «Винзавод».

44
Дарья Пыркина
Куратор

Молодой специалист, взращенный в Государственном центре современного искусства, значительно расширила сферу своего влияния. Пыркина курировала огромную биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», которая в этом году вышла на новый — более высокий — уровень. Также была выбрана куратором российской программы на испанской ярмарке ARCO, которая пройдет в феврале.

45
Леонид Михельсон
Бизнесмен, основатель фонда «Виктория — искусство быть современным»

В конце 2009 года генеральный директор газовой компании «Новатэк» основал фонд «Виктория. Искусство быть современным». За год фонд активно проявил себя не только в России, но и за рубежом. Сотрудничает с лучшими мировыми кураторами. Совместно с фондом Sandretto Re Rebaudengo организовал выставку русского искусства «Модерникон» в Турине, которую курировал знаменитый Франческо Бонами. Также фонд поддержал ретроспективу Александры Экстер в Московском музее современного искусства и организовал первую музейную персональную выставку Андрея Монастырского. Учредил конкурс-грант имени Ольги Лопуховой для молодых художников и кураторов.

46
Сергей Братков
Художник

Российско-украинский художник стал лауреатом государственной премии «Инновация» за видеоинсталляцию «Балаклавский кураж». Его персональная выставка «Украина» в PinchukArtCentre вызвала скандальную реакцию. И в первую очередь среди феминисток из женского объединения FEMEN, устроивших акцию протеста. Разоблачившись до трусов, девушки с плакатами «Украина — не вагина» уселись напротив фотографии Браткова, на которой изображена заголившаяся девушка в национальной одежде. А вот российские десантники, которых снимал Братков, не обижались.

47 (50)
Марина Лошак
Куратор, арт-директор галереи «Проун»

«Проун» продолжает нести знамя одной из самых креативных галерей Москвы, порой устраивающих настоящие спектакли из своих выставок. Взять хоть недавнюю выставку живописи Павла Кузнецова и бухарских нарядов. Марина Лошак выступила сокуратором одной из лучших российских выставок за рубежом — «Мутирующие утопии» в Passage de Retz в Париже.

48 (30)
Виктор Мизиано
Куратор, главный редактор «Художественного журнала»

В качестве президента Совета международного фонда биеннале «Манифеста» работал над фестивалем, прошедшим осенью в испанской области Мурсия. Один из самых известных в мире российских кураторов взял длительную паузу в выставочных проектах в России. Тем не менее Мизиано остается чутким наблюдателем происходящего. Выпустив очередной номер «Художественного журнала», посвященного тоске.

49
Евгения Петрова
Заместитель директора Русского музея

Отвечает в Русском музее за выставочную программу. Главным проектом музея в 2010 году стала выставка «Удар кисти», которая реанимировала искусство «Новых художников». Другая выставка, «Гимн труду», также была высоко оценена критикой.

50 (46)Елена Гагарина
Директор Государственных Музеев Кремля

Деятельность директора Музеев Кремля в основном была связана со строительством нового депозитария музея на Боровицком холме. В данный момент работы остановлены, а проект отправлен на усовершенствование. В Музеях Кремля показали несколько симпатичных выставок — персональную экспозицию француза Рене Лалика, сокровища Великих Моголов и Османских султанов.